Все о патефонах

Устройство патефонов и то, как они работают, весьма любопытно для тех, кто проявляет интерес к технике. Патефонные пластинки, иглы и запчасти нужно выбирать очень тщательно. Ценителям стоит обратить внимание на антикварные патефоны «Молот», «Ленинград» и другие модификации.

Немного истории

Может показаться весьма странным, что только в самом конце XIX столетия начали появляться первые звуковоспроизводящие устройства. В 1877 году создается фонограф, а 11 годами позже — граммофон.

Патефон же изобрел сотрудник известной тогда французской компании «Патэ» Кеммлер в 1901 году.

Строго говоря, впрочем, речь о полноценном изобретении не шла. Эта новая разработка выглядит не так, как граммофон, однако технически именно его подвидом и является. Инновация Кеммлера состояла в том, чтобы:

  • уменьшить трубу;
  • поместить ее в корпусе;
  • добиться таким образом компактности устройства и позволить его переносить.

Принцип работы не изменился, по сути, хотя и подвергся некоторой корректировке. Мало того, само название «патефон» появилось в результате сращивания корпоративного бренда со словом «фон», то есть звук. Нигде за пределами нашей страны оно неизвестно. Стоит отметить, что это устройство появилось не в том самом виде, в каком сошло со сцены, уступив место более продвинутой технике. Изначально прокручивание пластинок обеспечивалось исключительно механическим «заводом».

Раскрутив как следует аппарат, можно было прослушать пластинку с одной стороны. Подобное устройство не нуждалось в электропитании. Громкость звука отрегулировать было невозможно.

Патефоны ранних годов выпуска почти не сохранились, да и количество сделанных до 1920-х годов было очень невелико. Настоящий расцвет этих устройств наступил в предвоенное десятилетие.

Между 1930 годом и концом 1950-х патефоны были крайне популярны. Их слушали и дома, и в городских парках. Такие аппараты и пластинки для них выпускались довольно многими предприятиями. Даже появившиеся в 1940-х электрофоны далеко не сразу вытеснили патефон; за границей, к слову, ситуация складывалась так же. Только в середине 1950-х выпуск граммофонов и патефонов, а также пластинок для них, пошел на убыль, и вскоре их окончательно вытеснили магнитофоны.

Как работает?

Устройство механизма патефона довольно простое. Основным приводом, как уже говорилось, является пружинная система. Расположенный внутри коробки раструб усиливает звучание. Регулировать скорость помогал регулятор центробежного типа. Воспроизведение звука обеспечивалось при помощи стальной (реже сапфировой) иголки и мембраны.

Сапфировые иглы постепенно вытеснили стальные аналоги, потому что они могут применяться много раз. Громкость звучания колебалась от 80 до 100 дБ.

Качеством звука патефон не мог похвастаться. Он хрипел и визжал, давал сильные искажения. Когда игла изнашивалась, звучание портилось еще больше.

Стоит отметить, что существуют патефоны с трубой, вынесенной наружу. При этом любой аппарат отличается от граммофона тем, как устроен адаптер. Звуковая канавка формируется глубинным, а не поперечным способом. Самые ранние версии продукции «Патэ» подразумевали воспроизведение не от периметра к середине, а наоборот. Но вскоре такое решение было отвергнуто, потому что уже успели произвести большое число традиционных пластинок.

Существовали как дорожные (облегченные) проигрыватели, так и их напольные варианты. Разница между ними сводилась преимущественно к размеру и массе. При этом создать совсем миниатюрное устройство было невозможно — ограничение накладывала технология пластинок и воспроизведения. Такое обстоятельство учитывается и при создании современной техники в стиле ретро. Самые поздние модели рассчитывались уже не на механический, а на электрический привод. Но это была «лебединая песня» этого вида устройств.

Производители

Подлинно старинный аппарат фирмы «Патэ» или других европейских производителей, выпущенный до 1920 года, является колоссальной редкостью. Поэтому основная часть антикварных патефонов произведена уже в СССР, более того, преимущественно после 1938 года. Вероятно, это связано с тем, что более ранние модели оказались к моменту сворачивания выпуска полностью изношены.

Установлено, что наиболее массовое производство патефонов было развернуто на Коломенском заводе как раз с 1938 года.

Но оно продолжалось недолго — по известным причинам вскоре предприятию пришлось изменить специализацию. А также выпуском их занимались:

  • завод Ордена Ленина «Молот»;
  • Московский, Ленинградский и Владимирский патефонные заводы;
  • московский (затем вывезенный в Казань) завод при объединении точной индустрии;
  • кооперативная фабрика «Красногвардейск»;
  • патефонный завод Днепропетровска;
  • велосипедный завод имени Фрунзе, расположенный в Пензе.

Более редкие изготовители:

  • ткацкая фабрика «Пионер» (между 1925 и 1933 годами);
  • Апрелевский завод (впервые освоивший выпуск винила);
  • артель «Граммофон»;
  • английские модели HMV.

Большую популярность среди коллекционеров имеет не только «Ленинград», но и «Дружба». Любопытно, что даже современные фирмы нередко выпускают патефоны, хотя чаще это их имитации. Наряду с простыми версиями, есть и те, что способны копировать звук с пластинок на флеш-карты, либо управляемые дистанционно. Иногда реализовано и подключение к внешним акустическим системам. Яркие примеры:

  • AR-003 Leader;
  • Camry CR 1149;
  • Crosley Keepsake USB;
  • Weltbild Nostalgia.

Как использовать?

Самое важное, что нужно запомнить, — стальные иглы понадобятся в очень большом числе. Мягкий сплав быстро выходит из строя, и потому, прослушав 1 сторону диска, приходится менять иглу. Если этого не сделать, острие звукоснимателя будет постепенно портить патефонные пластинки. Беспокоиться по этому поводу не стоит — цена игл невелика.

Необходимо выбирать их по толщине: чем она больше, тем более звонко играет запись, а некоторые энтузиасты вовсе делают иголки своими руками из бамбука и других материалов.

В прошлом даже выпускались специальные машинки для самостоятельного получения иголок. Как только куплен патефон, нужно провести профилактику. Она подразумевает:

  • нанесение смазки на движущиеся детали;
  • замену сломанных блоков;
  • регулировку устройства под свои вкусы.

Простейший вариант ухода подразумевает использование отверток, салфеток и машинного масла. Если патефон сильно изношен, для его починки потребуются запчасти и вспомогательный инструмент. Процесс разборки и обслуживания устройства таков:

  • извлечение мотора;
  • снятие винтов, держащих верхнюю панель;
  • снятие пластиночного круга;
  • осторожное удаление лицевой панели;
  • крепление звукоснимателя мягкой тканью;
  • снятие потекшей смазки горна;
  • протирка, по мере надобности реставрация горна;
  • при необходимости разборка двигателя и замена проблемных участков;
  • сборка в обратной последовательности;
  • посадка шайб и прокладок на термоклей, чтобы ничего не вываливалось;
  • регулировка скорости.

Виниловые носители приобретают обычно в комиссионных магазинах или на интернет-аукционах. Некоторые заказывают их на eBay, но в этом случае плата за доставку будет весьма ощутима. Не стоит думать, что можно сходу включить любую купленную пластинку. Предварительно ее придется вычищать. Обычно это делают щадящими моющими средствами, которые наносят ненужной зубной щеткой.

Двигать щетку при чистке нужно по радиусу. Сильный нажим противопоказан. Наклейки с надписями лучше не задевать. Далее пластинку придется промывать под струей теплой воды и протирать досуха микрофиброй, не оставляющей волосков. Сливеры (пластиночные упаковки) лучше купить дополнительно, потому что поставляемые в комплекте часто изношены.

Для патефона необходимы именно патефонные (не граммофонные!) пластинки. Их необходимо регулярно протирать от пыли.

Иглы ставят не перпендикулярно поверхности носителя, а под углом, заданным в инструкции. Обязательно надо учитывать массу тонарма. Если нужно снять старую смазку с пружины и других частей, можно воспользоваться WD-40.

Рекомендации:

  • хранить патефон в теплом сухом месте;
  • заводить его по часовой стрелке (и даже если предусмотрено другое направление, то всегда только в одну сторону);
  • избегать приложения чрезмерной силы;
  • останавливать завод, как только появляется ощущение усиленного сопротивления, иначе пружина может быть сломана;
  • избегать заведения патефона перед долгим хранением (скрученная и сжатая пластина за пару месяцев может испортиться);
  • опускать иглу на пластинку аккуратно и плавно, когда диск уже крутится;
  • заводить патефон до воспроизведения записи, а не в процессе его.
Ссылка на основную публикацию